Администрация города
Челябинска
официальный сайт
Интернет-приёмная

У Вас возник вопрос или предложение?

Вы здесь

"Челябинск - город нестандартных подходов", журнал "National Business", июнь 2010г.

СЕРГЕЙ ДАВЫДОВ:

ЧЕЛЯБИНСК - ГОРОД нестандартных подходов

Интервью журналу «National Business», июнь 2010

 

Экономика Челябинска на выходе из кризиса не выглядит ослабевшей. Масштаб и системность преобразований в разных сферах жизни выдают четкую стратегическую линию развития. Дороги, жилые дома, дворы, системы жизнеобеспечения мегаполиса не просто реконструируются, изменяя внешний облик города-миллионника и степень его комфорта. Одна из примет нынешнего времени - нестандартный подход к решению проблем. О реальных делах, задачах на сегодня и перспективах - в эксклюзивном интервью NB рассказал глава Администрации Челябинска Сергей Давыдов.  Практика разделения представительских и хозяйственных функций на уровне глав российских мегаполисов появилась не так давно. Как эти изменения отразятся на Челябинске?-

- Когда два человека - глава города и глава Администрации работают в одной связке при управлении мегаполисом - это всегда большой плюс. Четкое разграничение их полномочий - это не двоевластие, как многим может показаться, это просто возможность работать эффективнее. Глава Администрации - это, прежде всего, хозяйственник. В плоскости его работы - вопросы жизнеобеспечения города: дороги, транспорт, ремонты и стратегия развития инфраструктуры. А на главу Челябинска ложатся представительские, законодательные функции. Такая схема разделения власти предполагает большую концентрацию на проблемах, а в итоге, и более выверенное решение по их преодолению. Мне как человеку, возглавляющему исполнительную ветвь власти, например, не надо сейчас досконально вникать в работу Городской Думы - у нее есть председатель (он же глава города), с которого и спрос. На капитанском мостике нас двое, и мы оба стремимся к очень точному и чуткому управлению, чтобы, как минимум, не снизить темпов развития.

Что по-вашему уже отличает Челябинск от российских городов-миллионников? Какие сильные стороны деятельности по преобразованию южноуральской столицы? Какие проекты можно считать удавшимися и перспективными?

- Думаю о делах как об успехе, если вижу, что их реальное воплощение приносит пользу. Если вы часто ездите по российским дорогам, наверное, вы можете оценить всю степень удобства наших местных.

Сегодня мы разгружаем проблемные транспортные артерии, продлеваем и расширяем улицы, делаем многоуровневые развязки, удобные отводы перед перекрестками. В этом году у Свердловского проспекта появится дорога-дублер. Для этого улицу Чайковского «протянут» дальше - через улицу Куйбышева, через промзону и в районе Успенского кладбища «выведут» на Свердловский проспект. Часть плотного транспортного потока новая магистраль возьмет на себя и позволит «свободнее дышать» водителям на Свердловском. Подобные преобразования ждут и проспект Победы. Спасением от здешних пробок станет улица Каслинская. Сейчас ее расширяют, а в районе пересечения с Комсомольским проспектом будут продлевать - вдоль железнодорожных путей, через реку Миасс, чтобы соединить с Меридианом.

Вот такой амбициозный, смелый и в чем-то даже творческий проект мы реализуем.

- Много сделано и в сфере ЖКХ. Не хочу сказать,  что острые проблемы сняты, но позитивные результаты и перспективы уже есть. В последние годы нам удается спокойно переживать холодные зимы, без каких-либо глобальных аварий. Много средств мы тратим на капитальные ремонты теплосетей, повышаем надежность работы всех служб ЖКХ. Добились, что в ходе опрессовки отключения горячей воды не длятся больше двух недель. Отмечу, что это значимый для горожан результат, если вспомнить, что еще недавно плановые отключения лишали людей элементарных благ цивилизации на месяц, а то и на два.

- Динамика развития города, современные и во многом нестандартные подходы к решению проблем - вот то, что отличает, на мой взгляд, Челябинск от других российских городов-миллионников.

 

Для вас и вашей команды какие вопросы уже помечены как проблемные? Прогнозно: как и когда будете их решать?

- Мы не просто определили «болевые точки» мегаполиса. Мы уже работаем для того, чтобы их стало меньше.

Одна из сегодняшних задач - реконструкция дворов и ремонт внутриквартальных проездов. И правильнее будет, если указывать на проблемные места будут сами жители. С их помощью будет составлен единый перечень объектов, и только после этого начнутся работы. Еще одна головная боль - отсутствие парковок. Когда дворы только проектировались, никто и не предполагал, сколько автомобилей будет колесить по городу и что ставить их практически будет некуда. Владельцы машин сейчас ведут неравную борьбу с жильцами городских многоэтажек: теснят детские площадки, заезжают на газоны. Эту проблему тоже необходимо решать. Возможности будем изыскивать, благоустраивая дворы. Специально под такие нужды регионов разработана программа партии «Единая Россия» - «Новые дороги городов». В рамках нее Челябинск получит 1 млрд. 68 млн. рублей на ремонт дворов и внутриквартальных проездов. Это абсолютно новый проект, благодаря которому многие челябинские дворы будут отремонтированы. Кроме того, сегодня идет модернизация системы теплоснабжения города. Проект реализуется совместно с энергоконцерном «Фортум». Идея в том, чтобы объединить все энергоисточники Челябинска в единое кольцо и оснастить жилые дома индивидуальными тепловыми пунктами.

Такая схема, во-первых, позволит управлять температурой в доме, не открывая форточки и не выпуская тепло. А во-вторых, планово отключать горячую воду летом можно будет всего на два-три дня.

Кто сегодня работает с вами, какие профессиональные качества отличают людей сильной команды?

- Рядом со мной сегодня проверенные и делом, и временем люди. Мы вместе работали до того, как я возглавил Администрацию города, работаем и после этого назначения. Очень жаль, что некоторые из моих коллег перешли на новые должности в Администрацию области. Трудно им вот так, в одночасье, найти замену. Но костяк команды все-таки удалось сохранить. Главное - это бесконфликтная и продуктивная работа, когда каждый на своем месте. С этих позиций и сформировано окружение. Очень доволен выбором первого зама. Им стала Наталья Котова. Ранее она возглавляла Управление жилищной политики в Администрации города. Некоторые могут рассудить: женщина на таком посту - скорее, исключение. Но если это профессиональный и талантливый руководитель, стратег - почему нет?

В вашей биографической справке достаточно информации о спортивных увлечениях. По статистике, в Челябинске не так много объектов для развития детского спорта. Заложены ли детские площадки, спортивные корты и стадионы во дворах в план развития городской инфраструктуры?

- Мы стремимся сделать отдых во дворах больше спортом, нежели просто развлечением. У нас только хоккейных коробок в городе более сотни. Это удобные и хорошо устроенные площадки. Летом там можно и в волейбол, и в футбол играть, а зимой - с клюшкой выйти. В течение последних пяти лет спорту были возвращены старые, почти заброшенные хоккейные поля, построено около 40 новых. Более того, есть даже ставки тренеров - из городского бюджета выделены деньги, чтобы финансировать заработную плату педагогам, которые занимаются с детьми на этих площадках. Современные футбольные поля строим. Одно из таких появится в скором времени на Университетской набережной. Там большой жилой микрорайон, но хорошего спортивного объекта нет, до конца лета здесь будет футбольное поле с искусственным покрытием. Еще два поля появятся в этом году в Ленинском и Центральном районах города.

Конечно, это не все планы. Главное, что работу эту мы не притормозили. Она в числе приоритетов моей команды.

Еще одна проблемная зона или, как обозначил ее президент страны Дмитрий Медведев, - зона особого внимания - детские сады. Расскажите о планах строительства и возвращения детям и их родителям объектов детского дошкольного образования.

- Если вернуться на лет 5-7 назад, то можно вспомнить много зданий детсадов, в которых работали отнюдь не воспитатели. В них сидели сотрудники разных структур, были размещены даже больницы. В общей сложности муниципалитет потерял 95 детских садиков. Сегодня 30 из них уже возвращены в муниципальную собственность. Конечно, в городе строятся новые здания садиков, ведется реконструкция старых. Сейчас вопрос с устройством детей после трех лет практически снят. Проблемы с дошкольным образованием возникают в семьях, в которых есть дети в возрасте от 1,5 до 2 лет. Порядка 7 тысяч таких детишек сегодня ждут своей очереди в садик. Статистика серьезная, но на самом деле все не так уж плохо. мы проанализировали: в этой возрастной группе реально нуждающихся - только около 1,5 тысяч. Все остальные - еще слишком малы, чтобы идти в садик, просто мамы заранее побеспокоились и написали заявление об устройстве своих чад. В этом году из городского бюджета будет выделено 30 млн. рублей на ремонт четырех детских садов (это как раз те здания, которые были возвращены в муниципальную собственность). Дополнительно мы получим около восьмисот мест для детей от 1,5 до 3 лет. Плюс на северо-западе и ЧМЗ в этом году будет сдано 3 детсада.

Уплотнительная застройка центра Челябинска - вопрос борьбы не только интересов жителей и бизнеса города. Как будете решать эти проблемы?

- Решать будем взвешенно. С одной стороны, город должен развиваться, становиться современным и «обрастать» новыми зданиями. С другой, уплотнительная застройка в некоторых случаях нарушает права людей, снижает комфорт их проживания. Такая ситуация недопустима. Все решения о выделении земельных участков в Челябинске будут рациональными, тут, как говорится, семь раз отмерь, один раз отрежь. Сейчас само понятие «уплотнительная застройка» уже начинает исчезать. Существуют отдельные факты, но это, скорее, эпизоды. Мы их контролируем и принимаем решения в интересах жителей.

Есть ли в России практика обмена опытом среди глав крупных городов? Опыт какого города в решении вопросов инфраструктуры, коммунального хозяйства, застройки и развития, на ваш взгляд, особенно интересный и полезный?

- Надо сказать, что Челябинск не стоит особняком от российских городов-миллионников. Он входит в состав многих ассоциаций и общественных организаций («Города Урала», «Союз городов России» и других). В рамках таких объединений зачастую происходит общение - мы встречаемся на конференциях, по программам деловых встреч, итоговых собраний. Очень полезным для нас оказался опыт Уфы и Казани. В этих городах царит завидный транспортный порядок. Такого хаоса среди перевозчиков, как на наших, челябинских, дорогах там нет. И, прежде всего, потому что выдержан баланс между количеством частных перевозчиков и муниципальным транспортом. У нас же явный перекос в сторону маршрутных такси. Практически между собой они поделили прибыльные маршруты и забрали большинство пассажиров с трамваев, троллейбусов и автобусов. Последние, кстати, обязаны работать и на так называемых некоммерческих маршрутах - где мало людей, но откуда тоже необходимо везти пассажиров. Все это не приносит муниципальному транспорту прибыли. В скором времени, среди перевозчиков будет наведен порядок. Дело в том, что муниципалитету переданы полномочия по контролю за работой маршрутных такси. Теперь городская администрация имеет возможность выписывать административные протоколы за нарушения. В ближайших планах - разработать правила перевозки, определив необходимое Челябинску число маршрутов и количество машин, которые будут на них работать. И снова отмечу: это не затронет интересов челябинцев. Транспорт будет доступен, но контроль за качеством услуг усилится.

Сейчас много сторонников концепции развития «городов-друзей» с неагрессивной городской средой. Челябинск будет расти ввысь или продвинется в направлении малоэтажной застройки? Есть ли перспективы у мансардного строительства в старых районах города? Инфраструктура для людей с ограниченными физическими возможностями, как вы оцениваете ее уровень в южноуральской столице?

- Хочется, чтобы город развивался вширь. В соседнем Екатеринбурге, к примеру, обсуждают проект по поглощению административным центром малых муниципальных образований. Не исключаю того, что и мы в этом направлении будем двигаться. Малоэтажному строительству - всегда зеленый свет. Но развиваться в границах Челябинска оно будет не такими темпами, как хотелось бы - у нас дефицит территорий. Хотя еще мэром Михаилом Юревичем была поставлена задача: найти более 1000 земельных участков для продажи с аукционов под индивидуальную застройку. На сегодня эта задача почти решена - около 1000 участков было выставлено на аукцион, они сейчас активно продаются.

- Конечно, будут появляться поселки котеджного типа, дома с мансардами. Интересно, что мансардный этаж застройщики уже давно «примерили» на стандартный панельный дом, он получился функциональным и эстетичным. И все-таки будущее, как мне кажется, за малоэтажным строительством вне городской черты.

Что касается людей с ограниченными физическими возможностями, то условия в городе пока для них не созданы в полном объеме. Да, есть отдельные дома со специальными лифтами, пандусами, широкими дверными проемами в подъездах, правильной планировкой квартир, но этого очень мало. Таких домов нужно больше, больше удобных пандусов, лифтов; в самом городе нужен низкопольный транспорт. Мы работаем над этими вопросами. Могу сказать с уверенностью: Челябинск будет меняться, и в своем движении вперед будет только набирать обороты, для этого у нас есть многое - идеи, люди и энергия преобразований.

 

Беседовала Юлия Шмелева