Администрация города
Челябинска
официальный сайт
Интернет-приёмная

У Вас возник вопрос или предложение?

Вы здесь

"Михаил Юревич -Город как профессия", журнал "Челябинск", сентябрь 2008г.

Город как профессия

Екатерина ЖУРАВЛЕВА

О том, как управлять городом, большим хлопотным хозяйством, при этом отстаивая и совмещая интересы горожан, бизнеса и государства, рассказывает глава Челябинска Михаил ЮРЕВИЧ.

- Интервью журналу «Челябинск» в канун празднования Дня города стало уже традиционным. Что нового за прошедший год произошло в Челябинске, насколько жизнь наших горожан стала комфортней?

- Прежде всего, следует сказать о росте экономики Челябинска. Это радует. Это вселяет уверенность в будущем города. Идет реализация крупных проектов на Челябинском металлургическом комбинате, Челябинском трубопрокатном заводе, кузнечно-прессовом заводе и других промышленных предприятиях. Создаются новые рабочие места, а значит, у людей появляется выбор. Часть городского бюджета, которая формируется за счет подоходных налогов жителей Челябинска, стала больше на 20%. И это тоже радует: значит, реальные доходы горожан увеличились. Челябинск растет: только в этом году будет сдано 700 тысяч квадратных метров жилья. За прошлый год город поставил рекорд по темпам строительства. …И это несмотря на резкое подорожание строительных материалов. Увеличивается и население Челябинска, в том числе за счет миграции, что также характерно для растущей экономики мегаполиса.

- Как инфраструктура города будет справляться с растущими пассажирскими потоками?

- Сегодня начато строительство двух гигантских развязок на средства, инвестированные под эгидой «Единой России». Первая развязка в Ленинском районе позволит создать непрерывное движение по «Меридиану» и связать улицы Рождественского, Гагарина и Копейское шоссе. Вторая двухуровневая развязка с расширением улицы Труда поможет существенно «разгрузить» проспект Ленина за счет создания параллельной, несущей большую пропускную способность магистрали. Развязка на улице Черкасской увеличит транспортный поток в Металлургический район. Выйдет на вокзал улица Курчатова, будет реализована новая схема движения на привокзальной площади. Таким образом, центр Челябинска будет «окольцован» современными качественными магистралями. Следующий этап работы – это капитальный ремонт с расширением внутриквартальных, а затем и внутридворовых проездов, вплоть до дорог, доходящих непосредственно к подъездам многоэтажных домов. Стоимость этих ремонтных работ, конечно, намного дешевле, чем строительство уличных магистралей, а долговечность внутридворовых проездов намного выше. Тем не менее за последние 40 лет этим видом ремонтных работ никто не занимался.

- Общеизвестно, что Вашей любимой темой являются дороги города…

- Жизнь заставляет… На сегодняшний день на учете в Челябинске состоит 330 тысяч автомобилей. К тому же около 50 тысяч автомобилей ежедневно въезжает в город. Поэтому одна из главнейших задач – увеличить пропускную способность городских магистралей. Люди должны за разумно предельный срок добираться на работу и обратно, в противном случае жизнь будет состоять только из работы и времени, проведенного в пробках. Что же остается для отдыха, семьи, воспитания детей?

- Когда дорожная проблема в Челябинске стала приобретать особую остроту?

- Эта проблема созрела пять-шесть лет назад, когда автомобилизация уже шла полным ходом. Сегодня приходится наверстывать упущенное время для того, чтобы «развязать» транспортный узел, уже с учетом новой дорожной схемы, ориентированной на постоянное присутствие в городе 520 тысяч автомобилей – средний европейский показатель. Так что работа предстоит напряженная в течение пяти-семи лет.

- Как обстоит дело с финансированием подобных планов?

- Большую помощь - миллиард рублей - оказал губернатор Челябинской области, миллиард поступил от «Единой России». Из городского бюджета будет вложено порядка полутора миллиардов рублей в обустройство транспортной сети.

- В решении проблемы насыщенных транспортных потоков в последнее время упоминается такой путь, как переход от моноцентризма к полицентризму города.

- Практика показывает, что создание нескольких деловых центров города кардинальным образом транспортную ситуацию не меняет. Интенсивность движения по всем городским магистралям все равно остается высокой. Тем не менее опыт других мегаполисов говорит о том, что нельзя допускать перегрузки центральной части города. Поэтому я как мэр делаю все возможное, чтобы избежать излишнего уплотнения, перенасыщения деловой жизни и без того перегруженного центра Челябинска. Особенно в кольце улиц Свободы, Тимирязева, реки Миасс, проспектов Свердловского и Ленина. В других районах существуют большие резервы для строительства деловых, торговых и досуговых центров, тенденция «рассредоточения» офисов в Курчатовском, Ленинском, Металлургическом и других районах Челябинска сегодня налицо. И это правильно – деловая среда должна быть равномерно представлена в городе.

- Доведется ли при нашей жизни проехаться в челябинском метро?

- Темпы финансирования метро в год составляют один миллиард, строительство первой очереди стоит 35 миллиардов. Так что считайте!

- Прогноз не назовешь оптимистичным…

- Не люблю озвучивать нереальные планы! Если я говорю о строительстве каких-то развязок или ремонте улиц, значит, эти развязки будут построены, а улицы отремонтированы с вероятностью в 100%. Продолжая тему челябинского метро, хочу сказать, что темпы его строительства существенно возрастут в том случае, если правительство Российской Федерации пересмотрит схему финансирования и сделает ее в пропорции 50:50 вместо существующей сегодня 20:80. Где 80% затрат несет бюджет областной, а 20% – федеральный.

- В целом, Вы – сторонник челябинского метро?

- Да. Я убежден, метро городу нужно. После нашей корректировки, первая ветка метро должна пройти от Комсомольской площади через площадь Революции, Торговый центр, перекресток проспектов Победы и Свердловского, а также перекресток Комсомольского проспекта и улицы Чайковского.

- Город сегодня заметно преображается, благоустраивается…

- Большое значение я придаю газонам. Стараемся на центральных магистралях города восстановить зеленое покрытие. Город должен выглядеть красиво, опрятно. К сожалению, сегодня нам не хватает достаточно жестких законов, преследующих несанкционированный выброс мусора. Пока общество к этому не готово. Хотя в других странах в этой сфере действуют буквально драконовские штрафы. У нас же целая армия дворников занята банальной уборкой территории, в то время как высвободившиеся ресурсы могли быть употреблены на благоустройство города. В итоге проигрываем все мы – горожане.

- Как город осваивает выделенный правительством России миллиард на капитальный ремонт многоквартирных домов?

- Многие годы граждане страны оплачивали в числе других коммунальных услуг и строчку «капитальный ремонт». Деньги в итоге были «проедены», а ремонты так и не начались. И сегодня государство взяло на себя ответственность привести жилой фонд в надлежащее состояние. Деньги, предусмотренные программой Фонда содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства, управляющими компаниями Челябинска получены, ремонтные работы должны быть проведены в запланированном объеме в срок. Фонд будет работать пять лет, за это время Челябинск должен отремонтировать все дома, нуждающиеся в капитальном ремонте.

- В этом году у горожан на слуху новое понятие «челябинская агломерация». Чем продиктована необходимость ее создания?

- Тема эта очень актуальна для многих крупных мегаполисов. Создание челябинской агломерации, в которую войдут граничащие с Челябинском Копейск, Еманжелинск, Коркино, Еткуль, Аргаяш и сельские поселения Сосновского и Красноармейского районов, позволит в режиме консультаций согласовывать с прилегающими территориями площадки под строительство крупных объемов жилья и социальной инфраструктуры, возведение в городах-спутниках торговых центров, вынос промышленных объектов из центра в пригород и многие другие вопросы. Мы должны знать о планах соседей, они – о наших.

- Как будет достигаться взаимопонимание с соседями – городами-спутниками Челябинска?

- Я думаю, согласование интересов будет происходить и на Градостроительном совете при губернаторе, который сегодня активно подключился к процессу создания челябинской агломерации, и в ходе взаимных консультаций, где побеждать будет здравый смысл.

- Сегодня все более возрастает интерес горожан к малоэтажному строительству, возникают коттеджные поселки. Не столкнемся ли мы в будущем с социальной проблемой различия качества жизни в «зеленых» пригородах и городских трущобах заводских районов?

- Не думаю. Как показывает сегодняшняя практика, не все даже обеспеченные жители города предпочитают жить за городом. Например, в Америке в шкале предпочтений горожан раньше лидировал пригород, чему немало способствовали реалии американской жизни с дешевым бензином и широкими дорогами. Однако рост тарифов на энергоносители привел к обратным процессам, и сегодня многие американцы предпочитают селиться ближе к центру, чтобы экономить на бензине. Я думаю, что Челябинск в данном процессе не будет исключением. В любом случае, где бы ни селились сегодня челябинцы, радует сам факт приобретения жилья, несмотря на ипотечный кризис, удорожание кредитов и усложнение процедуры их получения. Это значит, растет средний класс, который составляют не олигархи (у нас нет столько богатых горожан), а профессиональные специалисты, уровень заработной платы которых позволяет взять кредит на приобретение жилья. Это еще один критерий успешности города. Аналогов в стране не так уж много, во многих городах Российской Федерации, где нет развитой промышленности, платежеспособный спрос на жилье отсутствует.

- Спрос на жилье зависит и от стоимости квадратного метра. Какова она в Челябинске в сравнении с другими регионами?

- Челябинск среди городов-миллионников, по данным официальной статистики, имеет самую низкую стоимость квадратного метра жилья. Надо строить больше, чтобы стоимость была еще ниже.

- Экология, старая «больная» тема Челябинска, в этом году после визита Дмитрия Медведева получила новый импульс в своем развитии. Активно идет обсуждение возможностей переноса промышленных предприятий за черту города. Реален ли, на ваш взгляд, этот путь?

- Я считаю, реален. Конечно, не сегодня, а в отдаленной перспективе ряд предприятий можно и нужно будет выносить за черту города.

- Это в будущем. А сегодня…?

- Сегодня у каждого из заводов, загрязняющих окружающую среду, существует программа модернизации с целью уменьшения выбросов. В любом случае приводить свое производство в соответствие с экологическими стандартами этим предприятиям придется. Говоря об экологических проблемах, не забывайте также о «вкладе» в загрязнение среды автомобилей. В преодолении этого негативного фактора важную роль играет аэрация города – насколько хорошо он продувается. Надо сказать, что Челябинск спроектирован, с учетом розы ветров, исключительно грамотно: у города хорошая аэрация и в целом атмосфера чище, чем в Москве. Во многом этому способствуют и малоэтажные поселки с приусадебными участками внутри Челябинска, которые, я убежден, следует сохранять. И конечно, город должен заботиться о зеленых насаждениях.

- В какой мере, на Ваш взгляд, общественность должна быть причастна к формированию стратегии развития города?

- Прежде всего, планы развития города должны широко публиковаться в средствах массовой информации. И если они идут в разрез с интересами горожан, возникнет соответствующий общественный резонанс. Тогда мэр города на следующий срок просто не будет избран.

- Насколько готовы наши граждане к роли подобных экспертов?

- Я скажу так: люди становятся активнее, учатся быть собственниками, иметь право голоса. Не будем при этом забывать о том, что 70 лет граждан заставляли быть пассивными. Сначала им недоплачивали, а потом что-то дарили или давали даром.

- Но не всем…

- Не всем. Из воздуха денег не бывает. Нужные люди в силу ряда хитро «заточенных» чиновничьих схем всегда имели материальные блага. Я считаю, что каждый должен получать по труду. И сегодня человек активный, работающий имеет возможность, пусть в кредит, но приобрести квартиру или автомобиль - здесь и сейчас, а не через 15-20 лет, стоя в очереди на жилье.

- Выходит, в условиях рыночной экономики общество в большей мере социальное?

- Приведу такой пример. Вы обращаете внимание на то, как американский народ реагирует на повышение или падение курса акций? В Америке практически все крупные компании имеют до миллиона частных акционеров. Там простой человек несет деньги не в банк, а покупает на них акции той или иной фирмы. Естественно, после этого он начинает жить этой фирмой, ее удачами и кризисами. Так реально создается народный капитализм.

- Что нужно нам, россиянам, для создания народного капитализма?

- Прежде всего, доверие людей. А доверие появится в условиях прозрачности экономики и деятельности фирм. В Америке, например, существуют даже специальные юридические фирмы, которые дают рекомендации мелким акционерам и помогают им принимать решения по вкладам в ту или иную компанию. И эти фирмы процветают: от их рекомендации могут взлетать или падать акции.

- По Вашему мнению, мы следуем путем создания цивилизованного рынка и социального общества? Или у России – опять «свой» путь?

- Вы думаете, у других стран не было ошибок в их развитии? Во Франции, например, национализировали «Рено» и «Пежо» - потом опять приватизировали… Как показала мировая практика, на высококонкурентном рынке государственные компании не выдерживают конкуренции – только на монопольном рынке.

- Вы возглавляете Ассоциацию уральских городов. Чем была вызвана необходимость консолидации городских глав?

- Сегодня в формировании бюджетов наметился явный перекос в сторону недофинансирования муниципалитетов. Практически все муниципалитеты живут на трансфертах. Конечно, как мэр, я не стесняюсь ходить, просить на разных уровнях власти: от правительства Российской Федерации до областной администрации. Если взять соотношение уровня развития промышленности Челябинска и его вклада в экономику области, который исчисляется 60%, то наш город можно считать просто нищим. Бюджет столицы Южного Урала должен быть минимум процентов на тридцать больше ныне существующего. Если Челябинск и Екатеринбург хоть как-то справляются с финансированием всего комплекса городских проблем, то многие другие города находятся в жалком состоянии. А между тем, есть муниципалитеты, на территории которых расположены супердоходные заводы, приносящие огромные деньги, уходящие в вышестоящий бюджет. А сам городок без дорог, без асфальта, с изношенными коммуникациями. В Европе - противоположная ситуация: бюджеты муниципалитетов составляют первую основу налогового изъятия. Там и города выглядят по-другому.

- Какие задачи в этой ситуации позволяет решать Ассоциация?

- Ассоциация выполняет лоббистские функции. Сегодня по проблеме пересмотра распределения средств между бюджетами различных уровней собрано единое мнение глав городов регионов. Обсуждение вопроса идет на уровне Государственной Думы и правительства Российской Федерации. Я лично этот процесс стараюсь активно продвигать, так как от его итогов выиграют, прежде всего, жители Челябинска.

- Можно ли в заслугу Ассоциации поставить тот факт, что инициированный ранее группой единороссов процесс замены выборов мэров их назначением, в дальнейшем не получил своего развития?

- Не думаю, что это надо ставить в заслугу Ассоциации. Здравый смысл диктует, что власть, которая непосредственно отвечает перед народом, должна этим народом и избираться – в данном случае на муниципальных выборах. Если их отменить, то мы просто вернемся в советское прошлое. Хорошо там было или плохо? Для кого-то хорошо, для кого-то плохо. Сегодня очевидно, что человек труда живет лучше, чем в 70-80-е годы. Но хуже живут наши пенсионеры. Это уже задача федеральной власти – повысить уровень доходов пенсионеров.

- Как в целом скажется на системе челябинского здравоохранения строительство в столице Южного Урала двух федеральных медицинских центров?

- Строительство кардиохирургического и ПЭТ-центров сделает доступными для челябинцев диагностику и лечение сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний на ранних стадиях. Это очень важно для города! За последние три года благодаря поступлению в клиники города нового оборудования для диагностики и лечения сердечно-сосудистых заболеваний у челябинцев на два с половиной года увеличилась продолжительность жизни. И конечно, растет профессионализм врачей, в том числе и за счет того, что они начинают работать на новом современном оборудовании.

- На какой не прозвучавший в нашей беседе вопрос Вы хотели бы ответить?

- Мне хотелось бы сказать о системе среднего образования в нашем городе, находящейся на высоком уровне в Российской Федерации, что подтверждают призеры российских и международных олимпиад из числа челябинских школьников. Можно назвать ее эталонной. Остается только пожелать, чтобы система высшего образования в Челябинске занимала бы столь же престижное место.

- Вы считаете, что высшее образование по своим качественным характеристикам уступает школьному?

- Я считаю, что высшее образование пока отстает не только от мировых стандартов, но и уровня московских и екатеринбургских вузов. Это факт. Лучшие наши школьники стараются уехать учиться в Москву и другие города страны. Так что Челябинск теряет талантливых студентов, челябинские школьники тоже теряют: найти работу после окончания престижного вуза намного проще, чем после обычного.

- Какие пожелания читателям журнала Вы хотели бы сделать в Год семьи?

- Семейные ценности, традиции семьи существуют очень давно. Трудный экономический период, когда падала рождаемость, сегодня благополучно преодолен. Уже известен факт, что семейные люди живут дольше, счастливее, более удовлетворены жизнью. Хочу сказать молодым людям, создающим семью, что идут они правильным путем! Еще хочу пожелать всем жителям Челябинска любить, беречь и приумножать благополучие нашей малой Родины – города, в котором мы живем!