Администрация города
Челябинска
официальный сайт
Интернет-приёмная

У Вас возник вопрос или предложение?

Вы здесь

"Молодая энергия Челябинска", журнал "Челябинск", сентябрь 2009г.

Екатерина ЖУРАВЛЕВА

 

МОЛОДАЯ ЭНЕРГИЯ ЧЕЛЯБИНСКА

 

Глава Челябинска Михаил ЮРЕВИЧ

связывает перспективы развития города с обновлением экономики, инновациями и  молодежью

 

 

- В канун праздника - дня рождения Челябинска - какое настроение преобладает в администрации города: праздничное или озабоченно-будничное?

 

- Настроение озабоченно-будничное: в стране кризис, причем системный, порожденный несовершенством государственных институтов. Косвенное подтверждение тому - стоимость экспортных ресурсов сегодня. Если сравнить с ценами 1997 года на продукцию черной металлургии, цинк, алюминий, никель, нынешняя ситуация выглядит просто идеальной. Однако в 1997 году не было кризиса, а сейчас есть! Конечно, можно говорить о финансовой подоплеке экономической нестабильности, о том, что экономика перекредитована, тем не менее причина современного кризиса в стране гораздо глубже - она системного порядка.

 

- Если коротко, как кризис сказался на положении дел в экономике города?

 

- Ограниченность финансов в реальном секторе привела к сокращению рабочих мест и падению уровня заработной платы на предприятиях Челябинска, а значит, и покупательской способности населения. В свою очередь, упала собираемость подоходного налога, секвестрируется бюджет, переносится на будущие периоды реализация ряда  программ.

 

- При снижении производства на крупных предприятиях, может быть, стоит сделать ставку на развитие малого бизнеса - как альтернативную сферу занятости населения?

 

- Малый бизнес в нашей стране и, соответственно, городе Челябинске преимущественно сосредоточен в сфере обслуживания и торговли и при сокращении общего объема рынка также поставлен в жесткие условия выживания.

 

- Выживет?

 

- Выживет. Он гибкий.

 

- Как сегодня можно поддержать малый бизнес?

 

- Не нужно иллюзий: на сегодняшний день ни муниципальная, ни областная власть реальными рычагами поддержки малого бизнеса не располагает. Помочь предпринимательству может только увеличение объема рынка, которое зависит, прежде всего, от политики российского правительства, Центрального банка.

 

- Как Вы считаете, в какой мере в нынешних экономических условиях государственная и муниципальная власть должна регулировать экономику?

 

- Регулировать экономику должно только законодательство. Вмешательство в экономические процессы со стороны государственных и муниципальных чиновников, в объективности которых не всегда можно быть уверенными, во-первых, не должно быть излишним, во-вторых, должно стать максимально публичным.

 

- И все-таки, какие рычаги есть у муниципальной власти, чтобы разобраться с неэффективным собственником, в заложниках у которого оказались трудовой коллектив и город; например, с таким, как ЧТЗ,  накопившим перед бюджетом города многомиллионные долги?

 

- И два, и три, и пять лет назад, еще задолго до кризиса, я говорил о неэффективном менеджменте на Челябинском тракторном заводе, о том, что модернизации производства там не уделяется должного внимания. Кризис все это выявил. Сейчас ситуация может подойти близко к критической, а именно закрытию производства тракторов без последующего его восстановления. Считаю, что на ЧТЗ необходимо привлечь стратегического инвестора с собственными технологиями, так как для местных собственников данное предприятие - уже непосильная ноша.

 

- И много таких предприятий в Челябинске?

 

- К счастью, немного. Но на некоторых из них ситуация значительно хуже, чем на Челябинском тракторном заводе. Всё это преимущественно государственные предприятия, разграблены топ-менеджерами, которые ими неэффективно управляли от имени государства.

 

- Сегодня кризис вновь взбудоражил умы: обозначились две полярные точки зрения на дальнейший путь развития экономики страны: либо ее полная либерализация, либо «закручивание» гаек и огосударствление предприятий. Вы, насколько я поняла, не сторонник второго варианта?

 

- Путь огосударствления уже проходили многие страны, и всегда он заканчивался одним - приватизацией государственных предприятий ввиду их неэффективности. Кстати, хотелось бы видеть механизм банкротства в нашем государстве более совершенным. До сих пор понятие «банкротство» у нас ассоциируется со смертью предприятия и продажей его имущества с молотка. К тому же сама процедура банкротства у нас непрозрачная. Вспомним массовый передел собственности в 1990-х годах, когда внешние управляющие использовали процедуру банкротства не для оздоровления предприятия, а в своих личных целях. Достаточно взять справочник 1991 года и сравнить количество предприятий, существовавших в Челябинской области в те годы, с современным положением дел - горькая картина! Многих предприятий мы лишились навсегда.

 

- На днях будет печальная «годовщина» экономического кризиса в нашей стране. Если коротко сформулировать: каковы его основные уроки?

 

- Самый главный урок - в том, что необходимо больше обращать внимания на текущее положение дел на крупных предприятиях - носителях технологий. В случае их ухода с рынка потребуются годы для восстановления той или иной «ниши» в местной экономике.

 

- Если с российского рынка уйдут индустриальные гиганты, может возникнуть необходимость в новой индустриализации?

 

- Может быть.

 

- А ресурсов, ни человеческих, ни морально-психологических, какие были в 1930-е годы, в стране уже нет...

 

- Ресурсы для индустриализации 30-х годов были почерпнуты в рабском бесплатном труде. Другое дело 50-е годы - там успехи экономики зиждились не на лагерном труде, а на сознании граждан.

 

- Да, но как мотивировать людей сегодня? Как заставить «белые воротнички» покинуть комфортабельные офисы и пойти трудиться на завод?

 

- Очень важен имидж рабочих профессий в общественном сознании. Сегодня в связи с модернизацией изменилось содержание труда рабочих: работу токаря на современном оборудовании можно сравнить с трудом ювелира или дантиста. Если престижен труд двух последних - со временем станут престижными и рабочие специальности. И потом, как показал кризис, рабочие более «защищены» в плане востребованности на рынке труда. 

 

- Как обстоят дела сегодня в строительной отрасли Челябинска?

 

- В строительстве ситуация тяжелая в связи с резким сокращением доходов населения, причем не столько бюджетников или пенсионеров, сколько работников реального сектора экономики.

 

- В связи с этим вопрос: сделали ли строители свои выводы в области ценообразования, технологий?

 

- Значительное удешевление первичного строительства жилья невозможно, так как зависит от стоимости добычи песка, щебня, изготовления цемента, арматуры - основных составляющих строительства, а также от других объективных факторов, например, цен на энергоносители. Сегодня построить жилье стоимостью ниже 20 тысяч за квадратный метр маловероятно, а ведь нужно еще благоустроить территорию, обеспечить дома, помимо сетевой, социальной инфраструктурой.

 

- Тем не менее, когда челябинским строителям было предложен вариант выкупа жилья государством по цене 25 тысяч за квадратный метр, возмущению не было предела. Потом оказалось, что ничего страшного не произошло - строители спокойно продают жилье по этим ценам.

 

- Продают, потому что нужно любой ценой гасить кредиты. Возмущение же было продиктовано не столько ценой квадратного метра, сколько несправедливостью: у свердловских строителей выкупалось жилье по цене 38 тысяч за квадратный метр, у тюменских - за 35 тысяч. В чем же провинились челябинские строители!?

 

- 4 августа вы участвовали в закладке «первого камня» в строительстве нового микрорайона на Краснопольской площадке. Можно ли считать это событие знаковым - знаменующим переориентацию строительной отрасли с крупногабаритного на малогабаритное жилье?

 

- Пока малогабаритного жилья у нас возводится немного. Сегодня во многих недостроенных домах делают перепланировку квартир в сторону уменьшения общего количества квадратных метров, чтобы облегчить сбыт жилья, сделав его более доступным для населения. В советские годы Хрущев занимался тем же самым: строил малогабаритное жилье и переселял граждан из коммуналок в отдельные квартиры, которые потом в народе получили название «хрущевок», и решал тем самым национальную проблему, обеспечивая собственным жильем жителей страны! Аналогия с тем периодом истории, я считаю, уместна, так как сегодня и уровень доходов населения не очень изменился, да и структура экономики осталась прежней.

 

- Вы дали поручение «мониторить» уровень заработной платы на предприятиях города, штат которых - более тысячи человек. Чем продиктована такая обеспокоенность?

 

- Задержки выплат заработной платы иногда отмечаются даже на стабильно работающих предприятиях - с причинами приходится разбираться в каждом конкретном случае. Сокращается под шумок кризиса и сам размер заработной платы: в период безработицы можно произвести замену на более дешевые кадры. Меня также беспокоят факты невыплат заработной платы молодым специалистам на предприятиях, куда они были приняты с испытательным сроком. Работодателю такая кадровая круговерть выгодна: якобы не прошел работник испытательный срок - не получил зарплату - принимается новый человек на его место и так далее. В Челябинске эта ситуация принимает массовый характер. Поэтому просьба к горожанам: во всех подобных случаях обращаться в прокуратуру.

 

- Каков уровень безработицы в Челябинске?

 

- Официально он невысокий, хотя далеко не полно отражает настоящее положение дел: по-прежнему устроиться на хорошую работу очень тяжело.

 

- Несмотря на секвестированный бюджет города,  будет ли Челябинск в дальнейшем благоустраиваться, «прирастать» новыми дорогами, развязками?

 

- На повестке дня у нас строительство трех новых развязок. Первая соединит Копейское шоссе с автодорогой «Меридиан» и позволит запустить бессветофорное движение по «Меридиану». Вторая свяжет улицы Братьев Кашириных и Труда с выездом на «Меридиан» и сделает улицу Братьев Кашириных полноценным дублером проспекта Ленина. Еще одна развязка, которая соединит улицу Куйбышева с «Меридианом», находится в стадии проектирования. При этом идет текущее расширение перекрестков с неизбежным переносом ряда коммуникаций, торговых киосков. Вообще же ситуация с дорожным строительством в Челябинске в сравнении с другими городами-миллионниками одна из лучших, хотя и далека, конечно, от идеальной. 

 

- В какой мере кризис повлиял на планы по строительству метро?

 

- Метро строиться будет, хотя целесообразность  этого проекта требует дополнительно пристального изучения. По состоянию на сегодняшний день, от общего объема работ первой очереди выполнено не больше пяти процентов. Пропаганда была - работы не было! В условиях докризисного финансирования срок строительства метро был 50 лет. При объемах сегодняшнего финансирования нынешнему поколению челябинцев вряд ли дожить до его запуска. К слову сказать, в постсоветское время метро было построено только в одном городе - Казани, причем неглубокого залегания. 

 

- Сегодня принято делать прогнозы относительно сроков окончания кризиса. Не будем отступать от общего правила.

 

- Можно сказать, что Челябинску повезло: часть сырьевых продуктов предприятий, благодаря мировой конъюнктуре, пользуется большим спросом. Большинство  заводов черной и цветной металлургии сегодня не просто «задышали», но и эффективно, устойчиво работают.

 

- Сумеем ли мы использовать новый шанс?

 

- Сумеем. У региона и нашего города есть ряд различных преимуществ. Выводы сделаны, понимание того, в каком направлении развиваться, есть. Руководство страны и региона напряженно работает. Я думаю, через полгода позитивный эффект будет.

 

- Девиз, под которым пройдет празднование Дня города в этом году, - «Всегда молодой Челябинск». Что бы вы хотели пожелать юным челябинцам в их год - Год молодежи?  

 

- Прежде всего, учиться и получать достойное образование. При этом больше ориентироваться на высокотехнологичные отрасли экономики, так как сегодня программные продукты во всем мире пользуются повышенным спросом. Как показал опыт, большинство компаний,  развивающих бизнес в сфере высоких технологий,  демонстрируют устойчивое развитие, минимально подверженное негативным последствиям кризиса. Умные головы у нас есть. Ломали же наши компьютерщики сети Пентагона. Вы думаете, это легко? Их бы старания да в нужное русло... К сожалению, в стране до сих пор не решена проблема трансферта идей в реальное производство. Ум есть, идеи есть, предпосылки для создания высокотехнологичного продукта - налицо, но на этом все и заканчивается. Нужны деньги, которые пока в дефиците. В свое время Америка решила данную проблему, и теперь львиная доля добавленного продукта в стране создается не в производственной сфере, а в  высокотехнологичных областях.

 

- Что же делать?

 

- Ни один чиновник высокотехнологичный продукт не создаст. Это под силу только «самородкам», которые должны иметь беспрепятственный доступ к образовательным и финансовым ресурсам. Задача же власти всех уровней - создать такие условия, чтобы люди имели возможность изобретать, внедрять, зарабатывать и в итоге созидать сильную, конкурентоспособную экономику страны и своего города.