Администрация города
Челябинска
официальный сайт
Интернет-приёмная

У Вас возник вопрос или предложение?

Вы здесь

Ответственность за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения

 

Ответственность за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения

 

Еще в 2015 году в УК РФ появилась норма закона - ст. 264.1, по которой пьяных водителей оправляют в колонию за сам факт вождения в нетрезвом виде. Но, к сожалению, многие «шумахеры» до сих пор узнают о существовании этой статьи уже в зале суда.

Борьба с нетрезвыми водителями в нашей стране ведется с советских времен, но особенно актуальной она стала в последние десятилетия, ведь в СССР такого большого количества автотранспорта, как сейчас, не было. Личные автомобили тогда оставались несбыточной мечтой для широких слоев населения – в 1985 году на 1000 жителей приходилось 45 личных легковых автомобилей. В современной же России (2017 год) на 1000 жителей приходится в среднем 288 личных автомобилей. По некоторым данным в Челябинске на 1 150 000 жителей приходится 400 000 автомобилей, или в среднем один автомобиль на семью из трех человек! С ростом количества автотранспорта усугубилась и проблема нетрезвых водителей – к примеру, в 2017 году в стране произошло свыше 14000 ДТП с участием пьяных водителей, в которых погибло почти четыре тысячи человек!

Страшная статистика заставляет государство бороться с проблемой нетрезвых водителей более жестко, чем раньше. Первые резонансные меры по ужесточению наказаний были приняты в 2000-х годах. В 2004 году президент РФ Владимир Путин подписал закон, отменяющий штрафы как альтернативу лишению прав, при этом срок лишения был установлен в 1,5-2 года. В 2007 были введены наказания за повторные нарушения: лишение прав на срок до 3 лет, административный арест на срок до 15 суток или штраф в размере до 5 тысяч рублей для лиц, которые не могут быть подвергнуты административному аресту. В 2009 году президент РФ Дмитрий Медведев подписал закон, вводивший уголовную ответственность за пьяное вождение в случае, если оно повлекло за собой смерть или причинение тяжкого вреда здоровью человека. Оно предусматривало наказания на срок до 9 лет, в зависимости от тяжести совершенного преступления, и лишение прав на срок до 3 лет. В 2011 году в качестве альтернативы тюремному заключению суд получил право назначать нарушителю меру пресечения в виде принудительных работ. В 2013 году к лишению прав добавлен штраф в размере 30 000 рублей.

Результатом законодательных реформ стало лишение водительских прав для множества россиян. К примеру, в 2014 году суды в стране вынесли 628 000 постановлений о лишении прав, причем 328 000 из них – за вождение в нетрезвом виде и еще 191 000 – за отказ от медосвидетельствования. Но ситуация на дорогах в лучшую сторону не изменилась: статистика ДТП с участием пьяных водителей удручает. Происходит это потому, что многие люди не делают выводов для себя, чувствуют безнаказанность за совершаемое правонарушение. Да, их накажут, если инспекторы ГИБДД задержат в нетрезвом виде. Но что это за наказание? Штраф и лишение водительского удостоверения. Многих это не останавливает, так как люди у нас умудряются ездить, вообще не имея водительских прав, то есть они их либо уже лишены, либо не получали вовсе! Административная ответственность для таких – не то наказание, которого они бояться. После него каких-то радикальных последствий нет.

Поэтому в 2015 году вступил в силу закон № 528-ФЗ1, внесший изменения в нормы УК РФ об ответственности за совершение правонарушений в сфере безопасности дорожного движения. В частности, в УК РФ появилась ст. 264.1 «Нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию». Суть ее в том, что к таким вот «рецидивистам» теперь применяется уголовная ответственность. Человека уже один раз привлекли к административной ответственности, решение суда вступило в силу, срок этого наказания еще не истек, а инспекторы ГИБДД снова задерживают его за рулем в нетрезвом виде! В этом случае нарушителя нельзя повторно привлекать к административной ответственности, а возбуждается уже уголовное дело, которое направляется в прокуратуру.

Если рассуждать по-житейски, то вроде бы человек еще никакого серьезного преступления не совершил – не причинил никому никакого вреда. Он просто сел за руль в пьяном виде, имея непогашенную административную ответственность. Но мы ведь знаем, к чему это приводит – закон теперь рассматривает в таком проступке признаки уголовного преступления. Именно такое наказание – уголовное (до двух лет лишения свободы) – способно остудить горячие головы. Оно более тяжкое, чем административное, ведь влияет на биографию, карьеру, поведение и др. Штраф, кстати, согласно санкции этой статьи тоже увеличивается – от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

Почему-то данный закон остался незамеченным нашими гражданами. Хотя еще три года назад СМИ растиражировали: «Сядешь за руль пьяным – сядешь в тюрьму!». За 2016 год по ст. 264.1 УК РФ в городе Челябинске осуждено 593 человека, за 2017 год – 616, а на 1 марта 2018 года в нашем городе по этой статье суд вынес приговор уже 102 гражданам!

Приходится слышать, что наши законодатели только тем и занимаются, что придумывают новые штрафы и наказания. Но ведь пьянство за рулем – очень важная проблема! Тенденция ужесточения наказания за езду в нетрезвом виде идет по всему миру. Во многих странах уголовную ответственность за это ввели еще раньше.

 

Игорь Иванов

старший помощник прокурора города Челябинска