Администрация города
Челябинска
официальный сайт
Интернет-приёмная

У Вас возник вопрос или предложение?

Вы здесь

Сфера применения Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"

Сфера применения Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"

Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее – Закон) регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации, закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

Часть 2 комментируемой статьи устанавливает универсальность порядка рассмотрения обращений граждан. В предусмотренном Законом порядке должны рассматриваться практически все обращения граждан. Однако некоторые обращения имеют свою специфику, и в силу этого порядок их рассмотрения регулируется специальными федеральными конституционными законами и федеральными законами. Так, обращения граждан, связанные с реализацией своих процессуальных прав регулируются Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Гражданским процессуальным кодексом, Арбитражным процессуальным кодексом, Уголовно-процессуальным кодексом.

Так, Федеральным законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" установлен порядок досудебного (внесудебного) обжалования заявителем решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, или органа, предоставляющего муниципальную услугу, либо государственного или муниципального служащего, многофункционального центра, работника многофункционального центра.

Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, закрепляющий в том числе порядок обращений граждан по вопросам, разрешение которых подведомственно судам.

Из содержания ч. 1 ст. 1 Закона следует, что его целью является регулирование правоотношений, связанных с реализацией гражданином Российской Федерации конституционного права на обращение и установление порядка рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Положения Федерального закона "Об исполнительном производстве" предусматривают специальное регулирование отношений, связанных, в частности, с условиями и порядком принудительного исполнения судебных актов. При этом порядок рассмотрения ходатайств и заявлений, предусмотренный данным Федеральным законом, применяется к тем обращениям, которые поданы сторонами исполнительного производства на одной из его стадий. Указанное отвечает правовой позиции, сформулированной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. № 1197-О.

Федеральными законами "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", "О выборах Президента Российской Федерации", "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" - установлен специальный порядок рассмотрения обращений граждан, связанных с избирательным процессом.

Особенности рассмотрения обращений в сфере изменения конституционно-правового статуса лиц содержатся в Федеральных законах "О гражданстве Российской Федерации", "О беженцах", "О вынужденных переселенцах".

Специальный порядок рассмотрения обращений также предусмотрен Федеральным конституционным законом "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации", Федеральным законом "Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации".

На практике также возникают вопросы о возможности применения норм 59-ФЗ к управляющим компаниям, осуществляющим обслуживание дома.

Так, постановлением Верховного Суда РФ от 22.10.2018 № 88-АД18-3 отменены судебные акты о привлечении к ответственности директора общества с ограниченной ответственностью, которому вменялось совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.59 КоАП РФ, выраженное в нарушении сроков, предусмотренных Законом, при рассмотрении претензии по вопросу ненадлежащего содержания многоквартирного дома, находящегося в управлении общества, а также о проведении комплекса мероприятий по устранению грызунов.

Мотивируя свое решение, суд указал, что директор коммерческой организации не является субъектом вменяемого ему административного правонарушения, поскольку руководимое им общество не является организацией, осуществляющей публично значимые функции.

В рассматриваемом случае правоотношения собственника помещений в многоквартирном доме с управляющей организацией носят гражданско-правовой характер, требования Закона на них не распространяются.

Таким образом, установленный Законом порядок рассмотрения обращений граждан не является универсальным и к рассмотрению каждого обращения необходимо подходить индивидуально. 

 

Заместитель прокурора города
советник юстиции                                       Т.В. Полежаева