Администрация города
Челябинска
официальный сайт
Интернет-приёмная

У Вас возник вопрос или предложение?

Вы здесь

Соблюдение законодательства при начислении платы за коммунальные услуги

 «Соблюдение законодательства при начислении платы за коммунальные услуги»

 

Вопросы обеспечения населения коммунальными услугами по доступным ценам остаются наиболее актуальными, так как затрагивают права и интересы практически всех жителей России.

Цены (тарифы) на ресурсы, которые необходимы для оказания населению коммунальных услуг, подлежат государственному регулированию. На протяжении последних лет интенсивно изменяется законодательство, регламентирующее порядок государственного регулирования цен на каждый вид коммунальных ресурсов - тепловую и электрическую энергию, холодную и горячую воду, природный газ. В частности, законодатель ввел государственное регулирование платы за подключение (технологическое присоединение) потребителей к системам коммуникаций, по которым осуществляется поставка энергоресурсов.

Полномочия по установлению тарифов на коммунальные ресурсы и платы за подключение возложены на орган тарифного регулирования субъекта Федерации.

Произвольное определение хозяйствующими субъектами размеров тарифов, нормативов, платы за подключение либо их изменение (завышение, занижение) является нарушением установленного законом порядка ценообразования и образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.6 КоАП РФ (нарушение порядка ценообразования).

Типичным нарушением ценообразования при заключении договоров на поставку коммунальных ресурсов является завышение установленных тарифов (цен) на эти услуги.

Наиболее распространенным способом завышения платы за поставку тепловой энергии является начисление сверх установленных тарифов дополнительных платежей, компенсирующих тепловые потери в сетях.

Факты завышения тарифов на электроэнергию для населения наиболее распространены в садоводческих и дачных некоммерческих товариществах (далее - товарищества). В сложившихся экономических условиях садовые и дачные дома граждан на территории товариществ, как правило, представляют собой объекты капитального строительства, подключенные к системам электро-, газо- и водоснабжения, и используются для постоянного либо преимущественного проживания, а право граждан на регистрацию по месту жительства в таких домах признано Постановлением Конституционного Суда РФ от 14 апреля 2008 г. № 7-П.

При таких обстоятельствах к правоотношениям, связанным с обеспечением электро-, водо-, газоснабжением потребителей таких домов, могут быть применены положения ч. ч. 1 и 2 ст. 157 Жилищного кодекса РФ и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 (далее - Правила N 354), регламентирующие порядок расчета платы граждан за коммунальные услуги исходя из утвержденных тарифов на коммунальные ресурсы и объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета (при их наличии). Поставка электрической энергии в дачные и садовые дома должна оплачиваться гражданами по установленным тарифам на электрическую энергию для населения, а размер платы за содержание электрооборудования товарищества, в том числе компенсирующей потери в электросетях, подлежит установлению решением общего собрания членов товарищества.

Однако Правилами № 354 не предусмотрено оказание коммунальных услуг собственникам садовых и дачных домов, исполнители предоставления коммунальных услуг таким потребителям не определены. При наличии многочисленных жалоб граждан о завышении органами управления товариществ регулируемых тарифов на коммунальные ресурсы органы государственного жилищного надзора не наделены полномочиями по контролю в этой сфере.

В настоящее время Правила № 354 возлагают обязанность по соблюдению установленного порядка ценообразования при начислении платы за коммунальные услуги на исполнителей этих услуг: организации, осуществляющие управление многоквартирными домами (далее - МКД), а также ресурсоснабжающие организации - в случаях непосредственного способа управления МКД либо оказания коммунальных услуг потребителям индивидуальных жилых домов.

С введением в 2015 году лицензирования предпринимательской деятельности по управлению МКД соблюдение управляющими организациями (лицензиатами) установленного порядка начисления платы за коммунальные услуги относится к лицензионным требованиям и подлежит лицензионному контролю, а нарушение лицензиатами этого порядка образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП. За совершение аналогичных нарушений ценообразования другие исполнители коммунальных услуг (ТСЖ, ЖСК, ресурсоснабжающие организации) подлежат привлечению к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.6 КоАП.

Наиболее эффективный механизм защиты прав жителей МКД и возврата им незаконно начисленных платежей за жилищно-коммунальные услуги – это привлечение виновных лиц к административной ответственности за нарушение ценообразования при расчете платежа одному из потребителей коммунальных услуг.

Каждый факт выдачи потребителю платежного документа, в котором цена за коммунальные услуги сформирована с нарушением Правил № 354, является административным правонарушением.

 

 

Старший помощник прокурора г. Челябинска

младший советник юстиции                                                             Е.В. Алферова